08.9.2005
Барнаульцы поднялись под облака
В Барнауле финишировал автопробег, организованный краевой федерацией автоспорта: десять энтузиастов на машинах прошлого века прошли по маршруту первого автомотопробега по Горному Алтаю.
Спустя всего пять лет после войны двенадцать человек - преподаватели и студенты кафедры "Автомобили и тракторы" Алтайского института сельскохозяйственного машиностроения (нынешнего политеха), на тогдашних новинках отечественного автопрома, автомобилях «ГАЗ-51» и «Москвич-400», мотоциклах «М-72» и «ИЖ-350», в сопровождении потрепанной иномарки «Додж-3/4», за семнадцать дней преодолели 1228 километров дорог.
Участники того пробега дошли до слияния рек Катуни и Чуи. Идти дальше 365-го километра Чуйского тракта тогда было весьма рискованно - можно было навсегда остаться без запчастей и бензина посреди пути.
55 лет спустя водители-экстремалы двинулись в тот же путь на четырех машинах полувекового возраста: «Москвиче-401», «Москвиче-407», «УАЗ-69» и "Запорожце". Вопреки предсказаниям скептиков, предрекавших гибель старых авто на горных дорогах. На их пути были перевалы и броды, водопады и пещеры, вершины и пропасти.
В первый день пути участники пробега лишь немного не дотянули до Семинского перевала. В Бийске к ним присоединилось еще несколько экипажей на стареньких «Запорожцах» и "Победах". Подъем на Семинский дался ретромашинам не с первой попытки - закипели двигатели. Но главной "неисправностью", которая прерывала их путь, был здоровый аппетит старых машин на горючее, которое и сейчас отыщешь не везде.
На перевал Чике-Таман решили подняться по новому Чуйскому тракту, а спуститься - по старому.
"Автотуристы, с которыми мы общались перед спуском, проводили нас как в последний путь, - рассказал участник пробега Дмитрий Токаренко. - Их опасения были не напрасны: ведь новый тракт похож на старый, примерно как современный автомобиль на выпущенный полвека назад. Дорога узкая, крутая, извилистая, заросшая травой, в которой встречаются большие камни».
Цели ретропробега - места слияния рек Чуи и Катуни - участники достигли на третий день. 55 лет назад на этот путь занял десять трудных дней.
Настоящее потрясение испытали ребята, когда на заправке в Ине к ним подрулил старенький "Фиат Панда" с правым (!) рулем. Судя по надписи на капоте, он прибыл из Лондона и следовал в Улан-Батор!
Выяснилось: двое англичан среднего возраста в огромных мешках везут игрушки для монгольских ребятишек. По пути они останавливаются в крупных городах и собирают на эти цели деньги. Барнаульцы подарили им дорожную карту и пожелали счастливого пути.
На четвертый день развернулись в Акташе и отправились обратно. На каждой остановке к машинам подходили толпы любопытных.
"Мы даже не ожидали, что стольким людям будет интересно наше путешествие , - признался Дмитрий Токаренко. - Некоторые из них хранят и восстанавливают старые машины. За поселком Иня надолго застряли - заклинило генератор на «Москвиче-407». До автомагазина - 70 километров, дело к ночи. Продолжать путь на веревке не дает ретрогордость. И вдруг в Ине нашелся народный умелец, звать его Николай, который вручил нам необходимый подшипник и еще один про запас. И даже денег не взял!"
Кстати, Иня отмечена в дневнике первого пробега как "центр автомобильной жизни Горного Алтая". < BR>Пятый день подготовил сюрприз. Пройти к Чемалу решили "неизведанной" дорогой, ведущей к Катуни через поселок Нижняя Талда.
Все местные предупреждали путешественников: там ездят только тракторы да кони. А посуху (дожди были несколько дней назад) может быть удастся пройти только внедорожнику. А с отечественными «динозаврами» туда соваться вообще не стоит.
Но ребята упорно ползли вверх по дороге с колеей выше колена. Кипели двигатели, обрывались амортизаторы, горели сцепления… Но через километров тридцать колонна остановилась на вершине перевала.
"Мы не знаем его высоту. Но облака зависли рядом с нами, а на большинство соседних гор мы смотрели сверху вниз,- вспоминает Дмитрий. - В эйфории даже забыли о предстоящем спуске. И он нам отомстил. Первая передача и заглушенный двигатель не в состоянии замедлить разгон. Крутые повороты среди скал и обрывов, заросшая высокой травой глубокая колея требуют постоянного торможения. Но непрерывно тормозить нельзя - тормоза раскалились и могут отказать в любой момент. При каждом клевке на торможении машина бьется днищем о камни. Рядом с этим перевалом старый Чуйский на Чике-Тамане выглядит автобаном. Спуск продолжался двенадцать километров. После такого потрясения и людям и машинам потребовался отдых».
На обратном пути участники пробега передали Бийскому музею Чуйского тракта подлинники дневников и фотоальбомы, и даже дорожный знак, найденный ими на остатках старого тракта.
Только в музее путешественники узнали правду о легендарном алтайском шофере Кольке Снегиреве, сразу несколько (!) могил которого они встречали в пути.
Шофер, ставший прототипом героя известной песни про Кольку Снегирева, прожил, оказывается, долгую жизнь, а трагическую "смерть" в песне ему сочинил его неудачливый конкурент в любви.
Так что его могилы на дороге - своеобразное свидетельство народной любви к нему//АНН Сергей Попов).