Мир путешествий и приключений - сайт для нормальных людей, не до конца испорченных цивилизацией

| планета | новости | погода | ориентирование | передвижение | стоянка | питание | снаряжение | экстремальные ситуации | охота | рыбалка |
| медицина | города и страны | по России | форум | фото | книги | каталог | почта | марштуры и туры | турфирмы | поиск | на главную |


OUTDOORS.RU - портал в Мир путешествий и приключений

06.6.2005

Русские дайверы открывают тайны конвоя «QP-13»

Группа российских дайверов обследовала у берегов Исландии суда затонувших полярных конвоев. Во время Второй мировой войны они доставляли из Рейкьявика в Мурманск и Архангельск военные грузы.

Большая глубина и холодная вода не смутили русских водолазов. Зато они сами смутили исландских спасателей — тем работать с россиянами было непривычно. Подробности — в репортаже специального корреспондента НТВ Сергея Холошевского.

Русские приехали в Исландию для того, чтобы своими глазами увидеть затонувшие суда полярных конвоев. За последние 60 лет этого не делал никто. Слишком большая глубина для поисков — 80 метров, и слишком холодная вода — даже летом ее температура не превышает 3–4 градусов.

О полярных конвоях, которые в годы войны ходили из Исландии в Мурманск и Архангельск с грузами «лэнд лиза» у нас известно во многом благодаря Валентину Пикулю: написанная им история о гибели конвоя «PQ-17» потрясла многих. Но эта история лишь одна из тех, которая стала известной.

Буквально на следующий день после гибели «PQ-17» на минном поле у берегов Исландия подорвались транспорты другого конвоя «QP-13», шедшего из Мурманска в Рейкьявик. Потери были колоссальными. И только сегодня команда русских дайверов, отправившаяся в Исландию, решила рассказать об этой забытой странице войны.

Александр Бородин, координатор проекта: «Сейчас пойдем чуть дальше вот того мыса — буквально два часа хода отсюда. Это место, где погибли шесть кораблей из конвоя „QP-13“, который шел из Мурманска и Архангельска. Потом несколько лет на побережье около того мыса выбрасывало и человеческие останки, и останки судов».

Узнав об экспедиции, исландцы выделили нам корабль береговой охраны. Это был широкий жест: у маленькой страны нет ни своей армии, ни флота. И только несколько быстроходных судов охраняют ее территориальные воды от непрошеных гостей, точнее от рыболовных шхун. Ведь для Исландии рыба — национальное богатство.

Перед тем, как выйти в открытое море, водолазам необходимо было проверить оборудование и сделать пробные погружения. При работе на таких глубинах малейшая ошибка может стать роковой.

Сейчас идет подготовка к первому погружению. Водолазам важно понять, как им действовать на глубине 80 метров при низкой температуре воды, ветре и сильном течении в этом районе.

Первое же погружение выявило и первые проблемы: исландцы не знают, как работать с дайверами. Их нерасторопность чуть не привела к серьезной ошибке, и одному из водолазов пришлось спасаться самому.

Многочасовые тренировки не прошли даром. Следующие погружения были почти идеальными. Русские теперь могли рассчитывать на помощь исландских матросов при работе на большой глубине.

Алексей Михайлов, руководитель группы аквалангистов: «Они молодцы, конечно. То есть уже четкая согласованность — можно приступать к глубоким погружениям».

О том, что увидели русские водолазы на глубине 80 метров в Атлантическом океане и какие тайны до сих пор хранят затонувшие суда полярных конвоев, можно будет узнать уже после завершения нашей экспедиции.

 



OutdoorsNEWS
http://news.outdoors.ru



 
Рейтинг@Mail.ru
один уровень назад на два уровня назад на первую страницу