Мир путешествий и приключений - сайт для нормальных людей, не до конца испорченных цивилизацией

| планета | новости | погода | ориентирование | передвижение | стоянка | питание | снаряжение | экстремальные ситуации | охота | рыбалка |
| медицина | города и страны | по России | форум | фото | книги | каталог | почта | марштуры и туры | турфирмы | поиск | на главную |


OUTDOORS.RU - портал в Мир путешествий и приключений

06.12.2005

Из истории консервной банки

Жестяная консервная банка с жареной телятиной, изготовленная в 1924 году, побывав в двух морских походах, осталась нетронутой. Попав в музей, пролежала там до 1938 года, когда ею наконец-то заинтересовались и решили сделать химический анализ содержимого.

"Состояние мяса на вид безупречно, крупные куски выглядят так, словно телятину приготовили на днях", - доложили исследователи. Они отметили ярко-розовый цвет мяса и наличие белой жирной слизи, но химические анализы показали, что консервы сохранили свою питательную ценность даже лучше, чем ожидалось. Хотя в жидкости, в которой плавало мясо, и оказалось немало олова, в то же время свинца там почти не было. В течение десяти дней этими консервами кормили молодых здоровых крыс, которые ели с жадностью и без всяких болезненных последствий, и один раз покормили кошку, с которой тоже ничего не случилось.

Недавно, правда, были сделаны открытия, касающиеся другой экспедиции по Северо-Западному пути, походу Франклина 1846-1848 годов, который закончился трагически. Оба корабля были затерты льдами, и все люди погибли. В арктическом льду отыскали останки двух моряков, в тканях которых был обнаружен уровень содержания свинца, названный исследователями "катастрофическим". Это сильно ослабляет организм и, конечно, не способствует выживанию в подобной ситуации.

Дело было, все же, по-видимому, в банках. Все они изготовлялись вручную, из толстой жести, так же как котлы и коробки для чая. Из листов жести 12 х 14 дюймов специальными ножницами вырезалась боковая часть банки и ее днища. Спаивались они вручную, и сверху оставлялось круглое отверстие, через которое закладывали содержимое.

После прогревания и выкачивания воздуха мастер припаивал жестяной диск, заделывая отверстие. Обычно свинцовый припой использовался для наружных швов, но от небрежности работника или от специфики технического процесса в той или иной мастерской зависело, сколько свинца могло попасть внутрь банки. Опытный рабочий мог делать в час по 5 - 6 банок. В Англии эту работу выполняли жестянщики, а в Германии она была побочным заработком для паяльщиков.

В бытовое употребление консервы входили постепенно.

В 1820-х годах в Шотландии начали работать рыбные консервные заводы. Томас Кенсетт в Нью-Йорке и Уильям Андервуд в Бостоне, недавние иммигранты из Англии, работали над процессом консервирования в течение десяти лет после появления аппертовской технологии, и Кенсетт первым в Америке получил патент на изготовление консервов. Он впервые в США начал консервировать устрицы, мясо, фрукты и овощи. Андервуд консервировал соленья и фрукты в стеклянных банках, но после финансовой паники 1837 года тоже перешел на жесть, чтобы снизить цены.

В 1840-х годах в России было изобретено и законсервировано порошковое молоко, а в 1847 году в Ирландии начали консервировать лосося. Но производство было сравнительно небольшим, пока не ввели некоторые важные технические новшества в середине века.

Следствием изобретенного в 1856-1857 годах Бессемером сталелитейного процесса явилось производство нового вида жести из мягкой стали. Ее было легче производить, ковать и раскатывать в тонкие листы.

В 1859 году фирма "Wilson, Gzeen and Wilson", работая по заказу "Du Pont Company" над проектированием новых бочонков для черного пороха, запатентовала жестяную тару, у которой края листа при соединении покрывались узкой полоской металла. Припой не использовался.

Это - принцип двухшовной банки, употребляемый и сегодня.

Тем временем жестянщики повсюду - особенно в Балтиморе, близость которого к морю и сельской местности сделала его центром консервного производства, - мастерили режущие штамповочные станки, прессы и другие полуавтоматические приспособления. Это помогло к 1870 году увеличить производство до 60 банок в час.

В 1861 году балтиморский предприниматель обнаружил, что добавление кальция хлорида к воде, в которой кипятятся банки, позволяет достичь более высоких температур. Это сократило время приготовления от шести с половиной часов до получаса и сразу увеличило продуктивность всех операций.

Неуклонное совершенствование технологии консервирования отражало действительный спрос на долго хранящуюся, удобную для транспортировки провизию. Но одной только технологии было мало, чтобы миллионы людей стали пользоваться новым видом продуктов. Нужна была сильная личность. В Америке такой личностью стал Гейл Борден, который решил изменить человеческую жизнь. Справедливости ради, следует упомянуть еще ряд событий, приведших к тому, что потребление консервов американцами выросло в 1860-е годы в 5 раз!

В 1846 году, вскоре после того, как экспедиция Франклина отправилась в Арктику со своим ядовитым консервированным грузом на борту, отряд Доннера - 87 человек - при попытке пересечь Сьерра-Неваду и достичь берегов Калифорнии застрял в глубоких снегах. В отличие от франклинской экспедиции, где погибли все, здесь выжили 47 человек, но только потому, что они питались мясом погибших товарищей.

Роль консервов в неудаче франклинского похода стала известна только через 135 лет.

Зато ужасная история доннеровского отряда сразу убедила американцев, а особенно Гейла Бордена, в необходимости создания удобных, "портативных" пищевых продуктов.

Борден, вероятно, всегда мечтал создать нечто такое, что изменило бы весь мир, только не знал, что именно. Он был изобретателем-новатором, но однажды огромная удача превратила его вдруг из чудака в гения, чьи буйные фантазии больше никому не казались смешными.

Прежде чем заняться "портативным" продовольствием, он изобрел, в частности, переносную купальню, которая, будучи установленной в воде, давала возможность дамам поплавать с соблюдением всех приличий.

Еще он изобрел "амфибию" - парусную повозку, которая призвана была увеличить скорость перевозок через континент. Правда, эта "сухопутно-морская" машина утонула во время демонстрации.

Участь доннеровского отряда заставила Бордена сосредоточиться на идее об особом провианте для путешественников.//Любовь ФЕДОРЕНКОВА.

 



OutdoorsNEWS
http://news.outdoors.ru



 
Рейтинг@Mail.ru
один уровень назад на два уровня назад на первую страницу