Мир путешествий и приключений - сайт для нормальных людей, не до конца испорченных цивилизацией

| планета | новости | погода | ориентирование | передвижение | стоянка | питание | снаряжение | экстремальные ситуации | охота | рыбалка |
| медицина | города и страны | по России | форум | фото | книги | каталог | почта | марштуры и туры | турфирмы | поиск | на главную |


OUTDOORS.RU - портал в Мир путешествий и приключений

08.4.2003

На яхте ... к полюсу

Капитан российской яхты "Апостол Андрей" Николай Литау обнародовал план новой грандиозной экспедиции. Замысел новой экспедиции вкратце состоит в следующем. Яхта "Апостол Андрей" должна совершить кругосветное плавание, двигаясь по меридиану, проходящему через Северный и Южный полюса планеты. Причём речь не идёт о том, чтобы продвинуться как можно дальше по меридиану на север и на юг, как мы подумали по первым, несколько сбивчивым объяснениям экипажа. Это команда Николая Литау уже проделывала не раз. Так, в первом плавании был покорён мыс Челюскин – самая северная материковая точка планеты, а в ходе второго плавания яхта достигла рекордной для яхт параллели в районе станции "Беллинсгаузен" и о. Десепшен.

Замысел новой экспедиции гораздо грандиознее и поначалу потрясает воображение. Речь идёт о том, чтобы пройти на яхте по возможности строго по нулевому меридиану, огибая, естественно, материковые препятствия, за одним маленьким исключением, о котором ниже. Яхта снова побывает в знаменитой точке, в которой оказалась семь лет назад, в начале своих легендарных плаваний – в точке пересечения Экватора с Гринвичским меридианом, с координатами 0 градусов широты 0 градусов долготы, так называемый пуп земли. Обратная часть маршрута пройдёт по линии смены дат, что сулит нам множество добрых шуток в фирменном стиле капитана Литау. Однако, соль экспедиции всё-таки в полярных и ледовых этапах.

Для осуществления этого плана потребуются значительные изменения в конструкции яхты. Строго говоря, неясно, можно ли будет данную конструкцию вообще называть яхтой, так как задуманная реконструкция превратит её в нечто среднее между парусным ледоколом и огромным ледовым буером. Вдоль всего корпуса судна запроектированы два огромных ледовых конька, очень похожих на обычные коньки, только с высотой подъёма линии конька в носу более 4 метров. Это, наряду с плавной линией подъёма конька должно, по мнению проектировщиков, обеспечить преодоление ледовых торосов высотой до 3 метров и более, а также такой сложный и неоднозначный момент экспедиции как подъём тридцатитонной конструкции на льдину. Сам по себе такой вес судна не является препятствие для передвижения по полярному льду. На лед садятся самолёты, полная масса которых доходит до 100 тонн. Вопрос состоит в том, удастся ли оперативно находить достаточно большие по площади льдины, край которых позволит выдержать заползание на него такой значительной массы. К счастью, как успокоил нас капитан, большая часть льдины всегда находится под водой, поэтому ледовая площадка, возвышающаяся над урезом воды на метр, имеет толщину в несколько метров, что позволяет надеяться на успех. Хотя представить это себе трудно...

Способ передвижения яхты-буера по льду предполагается смешанный. Во-первых, в носовой части яхты будет смонтирована пара лебёдок с тяговым усилием по 15 тонн каждая. Предполагается, что на каждую штурмуемую льдину будет вначале заводиться ледовый якорь. Собственно, это с трудом можно назвать якорем: В ледовом поле бурится система из трёх-пяти скважин, в которые будут вставлены стальные "карандаши" (диаметром каждый по 100 мм), толстый синтетический трос заводится вокруг них и на лебёдки. Затем, лебёдки приводятся в движение, и яхта медленно-медленно вползает на ледовое поле...

Само передвижение в наиболее тяжелых ледовых условиях предстоит производить с использованием тех же лебёдок, только достаточно будет одного "карандаша". Наиболее оптимистично настроенные члены экипажа, предположили, что, возможно, будет обойтись и без бурения скважин, заводя удавку вокруг ледовых торосов. Но в любом случае, так как протяжённость каждого этапа самобуксировки ограничена максимальной длинной вытравленного с борта каната, то есть не более нескольких сотен метров, то для достижения Полюса только таким путём потребовалось бы забуриться несколько тысяч раз, а это почти невозможно. Как главный способ передвижения всё-таки предполагается движение под парусом, и использование данных о движении льдов в Северном Ледовитом Океане, собранных за десятилетия нашей активности в Арктике. В данный момент экипаж вместе со специалистами Института Океанологии им. Ширшова, института Арктики и Антарктики, других профильных институтов уточняют наиболее оптимальные сроки экспедиции. Одновременно на правительственном уровне решается вопрос о присвоении яхте статуса дрейфующей полярной станции, с присвоением позывных и номера знаменитой серии советских полярных экспедиций СП, открытых великим Папаниным.

Огромную роль в возможном успехе экспедиции сыграет грамотная ледовая разведка. В этой связи силами МАИ экипажу будет предоставлен уникальный мобильный комплекс, состоящий из мини-аэростата, несущего в гондоле радар и видеокамеру, что позволит проводить разведку в любых условиях, кроме штормовых. Кроме того, специалистами МАИ спроектирована ветровая электроустановка, которая заменит бизань-мачту на "Апостоле". Её мощность составляет 15 кВт, что позволит приводить в действие электрические лебёдки и обогревать судно с помощью электронагревателей.

По результатам штурма Северного полюса, который намечен на следующий год, будет сделан вывод о возможности покорения тем же ледовым способом полюса Южного. Однако, здесь встают вопросы выходящие за рамки возможностей организаторов экспедиции. Если в северных районах маршрут пролегает в пределах доступности для нашей военной и спасательной авиации, то с Антарктидой ситуация другая, и для обеспечения безопасности потребуется задействовать значительные средства и силы, что будет стоить как минимум полтора миллиона долларов. Так что место Генерального Спонсора предполагаемой экспедиции остаётся, по-видимому, вакантным.

Вакантными пока остаются и места в экипаже. По заявлению капитана Николая Литау, на сегодняшний день место на борту "Апостола Андрея" зарезервировано только для одного человека – известного фотографа-мариниста Бориса Борисова. В предстоящей экспедиции он будет отвечать за бурение Антарктических льдов.



OutdoorsNEWS
http://news.outdoors.ru



 
Рейтинг@Mail.ru
один уровень назад на два уровня назад на первую страницу