Мир путешествий и приключений - сайт для нормальных людей, не до конца испорченных цивилизацией

| планета | новости | погода | ориентирование | передвижение | стоянка | питание | снаряжение | экстремальные ситуации | охота | рыбалка |
| медицина | города и страны | по России | форум | фото | книги | каталог | почта | марштуры и туры | турфирмы | поиск | на главную |


OUTDOORS.RU - портал в Мир путешествий и приключений

09.11.2003

Из Москвы до Нью-йорка за 50 минут

в России создан проект космоплана - летательного аппарата XXI века

На днях специалисты из Института прикладной механики РАН обнародовали сенсационное заявление: ими разработан проект многоразового космического корабля нового поколения - космоплана. Он способен взлетать и садиться на обычные аэродромы, поднимать на орбиту 30 тонн груза или 600 пассажиров и приносить баснословную прибыль.

Пока у космоплана нет даже названия. В документах он фигурирует как МТВКА-У - многоразовый транспортный воздушно-космический аппарат универсального применения. Зато выглядит футуристично. Больше всего космоплан похож на гигантского ската: круглый корпус-крыло, лишь спереди выступает цилиндрический грузовой отсек длиной 49 метров и полезным объемом 823 кубических метра. Носовой обтекатель сделан откидывающимся, чтобы облегчить погрузку. В корме - маршевые двигатели от "Бурана". Взлетный вес 75-метровой машины - 800 тонн.

В такой комплектации космический "скат" способен выводить на низкие и средние орбиты (до 100 километров) 30 тонн груза. Чтобы забраться выше, в грузовой отсек можно поместить вторую ступень. На высоте около 80 километров она отделится от крылатой платформы и, как космический буксир, "забросит" полезный груз - например, несколько спутников - на геостационарную орбиту. После чего вновь состыкуется с "крылом" и благополучно вернется на Землю.

В одноступенчатом варианте вместо грузового отсека можно установить пассажирский салон. 600 путешественников разместятся на двух палубах, по шесть кресел в ряд. Удовольствие прокатиться от Москвы до Нью-Йорка на гиперзвуковой скорости 14 тысяч километров в час и высоте 100 километров - потянет, по оценкам, на 15 тысяч долларов и займет всего 50 минут. Для настоящего космического рейса - недорого. Особенно если вспомнить, что билет Париж - Нью-Йорк на сверхзвуковом "Конкорде" стоил 8 тысяч долларов.

Вообще низкая стоимость эксплуатации - главный козырь космоплана. Чтобы забросить килограмм груза в космос обычным ракетоносителем, нужно выложить 40 тысяч долларов. Космоплан же уложится всего в 1000 - 1700 долларов, в зависимости от высоты орбиты.

По оценкам специалистов, только один космоплан способен принести прибыли 3,7 млрд. долларов в год. Почти столько, кстати, нужно вложить в течение десяти лет в окончательную проработку проекта и строительство опытной партии из двух "челноков". Правда, денег пока нет. В Росавиакосмосе к затее относятся скептически, хотя космоплан разрабатывают не маниловские мечтатели, а конструкторы "Бурана" и три ведущих авиакосмических института страны.

- Это очень выгодный для России проект, - убежден директор Института прикладной механики Юрий Яновский. - По прогнозу американских экспертов уже в первой трети XXI века капиталоемкость мирового космического рынка достигнет 500 млрд. долларов в год. С помощью космоплана можно охватить его минимум на 50 процентов. А это новые рабочие места, крупные заказы для отечественной промышленности.

Но, как говорят, хороша ложка к обеду. Американцы уже готовы вложить в проект собственного космоплана порядка 20 млрд. долларов. Наше нынешнее лидерство (готов проект, начаты летные испытания модели) может оказаться недолгим. Неужели Россия упустит свой шанс? //"Российская газета"



OutdoorsNEWS
http://news.outdoors.ru



 
Рейтинг@Mail.ru
один уровень назад на два уровня назад на первую страницу