25.5.2002

Жизнь возможна даже с соляном рассоле

Исследователи, изучавшие соляные кристаллы в Мексике, обнаружили в них разнородное сообщество микроорганизмов, которых обычно находили в более гостеприимных условиях, например, в грязи. Результаты исследования позволяют предположить, что разнообразие видов бактерий, обитающих в чрезвычайных условиях, гораздо больше, чем считалось ранее. Авторы открытия также полагают, что соляные отложения на других планетах могут быть хорошим местом для поиска внеземных форм жизни.

Астробиологи давно изучают экстремальные природные среды на Земле в поисках намеков на то, где могут обитать организмы на других планетах. Соляные кристаллы, аналогичные найденным на Марсе, могут быть одним из таких мест. Микробиолог Джон Спир из университета Колорадо исследовал полукилограммовые комки кристаллизованной соли на солеварне в Бадже (Калифорния). Внутри прятались яркие бактерии, от желто-зеленых до ярко-красных.

Спир ожидал найти здесь представителей архебактерий - древнейших живых организмов на Земле, отличающихся способностью к выживанию в самых экстремальных условиях. Сравнив последовательности ДНК бактерий, он обнаружил целую экосистему, состоящую из разных видов архебактерий и эубактерий - современных бактерий, которые обычно обитают в сыре и людях. Причем из 240, обнаруженных видом, многие ранее не были известны.