Мир путешествий и приключений - сайт для нормальных людей, не до конца испорченных цивилизацией

| планета | новости | погода | ориентирование | передвижение | стоянка | питание | снаряжение | экстремальные ситуации | охота | рыбалка
| медицина | города и страны | по России | форум | фото | книги | каталог | почта | марштуры и туры | турфирмы | поиск | на главную |


OUTDOORS.RU - портал в Мир путешествий и приключений

Вокруг света на самодельной яхте

Яхтсмен и путешественник Евгений Гвоздев завершил четырехлетнее кругосветное плавание. 19 мая 1999 года он вышел из Махачкалы на 3,5-метровой яхте "Саид", которую самостоятельно построил на балконе своей квартиры из стеклопластика. 9 августа 2003 года Гвоздев вернулся домой.

Евгений Гвоздев уже дважды в одиночку совершил кругосветное плавание и собирается сделать это в третий раз. Предыдущую кругосветку он совершил в 1992--1996 годах на пятиметровой яхте "Лена". Гвоздев не имеет каких-то наград, званий и проч. Общее время, которое он потратил для того, чтобы получить паспорт моряка и выйти за пределы территориальных вод России, превышает, по его расчетам, то время, которое он провел собственно в плавании.

16 декабря по просьбе Московской яхтенной школы, которая регулярно проводит встречи с героями кругосветок, известными путешественниками и яхтсменами, Евгений Гвоздев прочитал специальную лекцию о своем путешествии. "Газета.Ru" с разрешения путешественника публикует его рассказ.

…Пошел в кругосветку уже пенсионером. Денег не было, продуктов не было и прочее -- как у всех пенсионеров.

Кругосветка на "Лене"

Первое плавание было на яхте "Лена", о нем писали уже газеты. Дело было так. Фирма Sailmarket inc в 1992 году в качестве приза предложила яхту. Я подумал: раз в качестве приза яхту -- значит, фирма солидная и нуждается в солидной рекламе. Я предложил, что они дадут мне яхту, два комплекта парусов, оформят мне заграничный паспорт, который до этого в течение 15 лет я не мог получить, и я иду на регату "Колумб-92".

Естественно, что как участника меня никто и близко не подпустит на яхте длиной 5,5, метров. Обыкновенный прогулочный швертбот, на котором можно ходить по внутренним водам, но думаю так: если покручусь там около них, то это будет хорошая реклама. Если яхта -- такой швертбот -- идет через Атлантику, можно говорить о серьезной рекламе.

Я связался с руководством фирмы, они предоставили мне яхту, я вышел из Новороссийска, до этого 6 месяцев сидел в Новороссийске -- ждал, пока мне оформят паспорт. 14 декабря я ушел в плавание.

Тяжело было, холодно, и, когда я пришел через 8 месяцев в Лас-Пальмас (Канарские острова, Гран-Канария), 22 килограмм как не бывало. Там мне помогли продуктами, подкормили, подлечили, и я пошел через Атлантику. Плавание было рассчитано только через Атлантику, а руководство фирмы дало мне яхту на 3 года в мое распоряжение. Добрался я до Сан-Хуан (остров в Пуэрто-Рико), и тут наступила зима.

Возвращаться назад через Северную Атлантику -- это значит все, однозначно не дойду. Но там оказались наши иммигранты со Штатов, из Канады, которые помогли. И я потом пошел через Панамский канал -- Таити, Фиджи, Новая Каледония -- и прибыл вдоль Большого Барьерного рифа в Австралию -- влюбился в эту страну. Сказочная страна.

Потом Дарвин (Австралия), архипелаг Чарльз, и тут на прямую финишную выхожу: иду в Джибути. Штормовая погода -- ветер около 30 метров, двое суток не спал, вымотался, ветер южный, я пошел повыше -- и тут полоса: мыс, деревья. Я зашел за мыс и встал на якорь. Живой.

На следующее утро приплыли 18 человек с автоматами, обчистили всю яхту подчистую. Стоят с автоматами, жуют наркотик, пена изо рта, глаза ничего не выражают. Один по-английски разговаривает -- подходит и говорит: "Ты американец?" -- "Да нет, русский". Между собой по-арабски поговорили, переспрашивают: "Англичанин?" - "Да нет, повторяю, русский". Переспрашивают: "Француз?" Да что тут будешь делать!

Ну, в общем, поняли, что я русский. Ну хорошо, говорят, расстреливать тебя не будем. Я говорю: "Спасибо". "За тебя и за твою яхту", -- говорит и на песке пишет: "200 тысяч долларов". Я ему говорю: "Май бот -- олд бот", поэтому цена -- и пишу ему на песке: "400 долларов -- максимум". "Моя шкура -- старая шкура, максимум цена -- 1 цент. Если ты согласен на 400 долларов, давай позвоним в Москву и тебе эти деньги пришлют..." Как выяснилось, на тысячу миль вокруг ни одного телефона нет.

Оставили они мне только 12 кг риса, 40 литров воды, дневники. Ни карт, ни компаса -- все подчистую, очки, ключи от квартиры в Махачкале забрали (местные использовали их как украшение). Отпустили, и я шел 14 суток... Берега агрессивные -- я имею в виду, народ агрессивный. Днем температура в каюте 44--46 градусов, ночью 36 градусов. Короче, пришел в Джибути, там наш консул. Позвонил, встретили они меня, секретарь меня -- в душ, новую одежду мне, мыло, дали мне денег.

Дальше было Красное море -- от Джибути до Суэца -- 80 суток. Ветер встречный, берега -- камень, песок. Местные жители -- у всех оружие, и у рыбаков, и у тех, кто на берегу.

Дальше -- Суэцкий канал, пришел в Лимассол -- тут мои проблемы закончились. Закончилось это плавание. Сижу дома, смотрю телевизор. Скучно. Надоело. Решил следующее плавание совершить.

Мы с друзьями обзвонили весь Советский Союз бывший, все заводы, которые тогда строили яхты, все яхт-клубы, которые этим занимались, -- нигде ничего не нашли. Потом вдруг нашли совершенно фантастические условия: фирма дает яхту 9,5 метров, "Золотая книга Санкт-Петербурга" взяла (обещала, точнее) взять на себя все расходы.

Составили акты, подписали, поставили печати. Я торжественно отдал концы, отошел от пирса, повернулся, вернулся -- и на этом моя "рекламная" работа закончилась. И шесть месяцев в Петербурге я так болтался, как червячок на крючке. Правда, были люди, которые действительно поверили "в этот проект". Я хотел, чтобы плавание было посвящено 300-летию Санкт-Петербурга. Меня обеспечили картами. Фирма "Моторола" полностью обеспечила меня одеждой. Я, единственно, что хотел -- чтобы все было наше. Сделайте, пожалуйста, для меня одежду, чтобы это был, скажем, "Скороход" или там еще какая-нибудь наша компания, я не знаю... Шесть месяцев прошло. Никто не готовится к плаванию, и я понял -- плавание не состоится. Оказывается, про меня просто-напросто забыли.

Кругосветка на яхте "Саид"

Тогда я вернулся назад, в Махачкалу, достроил свой собственный крейсер (крейсерскую яхту, которая была построена на балконе дома в Махачкале самим Гвоздевым из подручных материалов -- "Газета.Ru"), сфотографировал и отправил фотографию в Нью-Йорк, моим друзьям. Там Лидия Яковлевна Кунявская, журналист, она из Москвы, она поняла, о чем идет речь, они там опубликовали фотографию, и потом в Канаде, в Ванкувере, один состоятельный мужчина увидел эту фотографию яхты в журнале и статью про нее. Он написал мне, что у него есть яхта 7,5 метров (моя мечта), новая мачта, новые паруса. И он мне ее даст. У меня на следующий день голова кругом: собираю деньги, думаю -- друзья помогут, и вылетаю в Канаду. Но, оказалось, у канадца условие: стартовать из Ванкувера на этой яхте. Я отказался и выработал принцип такой: яхта должна быть спроектирована нашими мозгами, построена у нас, под нашим флагом, и желательно, чтобы были наши спонсоры.

И вот что мы видим (показывает на фотографию своей яхты на балконе): яхта спроектирована нашими мозгами, построена на нашем балконе из материалов, которые я нашел на нашей мусорной свалке. Вот до сих пор жена не знает, что я деньги от семьи отрывал на смолу и на стеклоткань. В 1999 году яхта спущена на воду. 17 марта я стартовал из Новороссийска.

Планировал так. С балкона я сгружаю яхту на машину, везу ее до Новороссийска и оттуда стартую в океан. Но наше руководство в Махачкале сочло, что будет удобнее, если я буду стартовать из Махачкалы. Я стартовал из Махачкалы, телевидение было, попрощался.

2 июня 1999 года вышел из Новороссийска в Стамбул, дальше Босфор, Дарданеллы, Греция, Сардиния, Испания, Гибралтар. Штормовая погода -- два дня штормовал я на Черном море и 4 дня в Средиземном море.

Что удивительно: когда я пришел в Сардинию и встал -- ветер встречный. Там небольшой городок. Подхожу, становлюсь на якорь. Под российским флагом. Подходит человек: "Сеньор, вы откуда, из России?" Я говорю: "Да, из России". Он говорит: "Давай, пожалуйста, заходи в мою марину". А я говорю: "У меня тут с финансами не все в порядке". -- "Нет проблем -- заходи в марину. Я, говорит, директор марины". Ну, раз директор марины пригашает, я якорь быстренько поднял -- и в марину. Не усел я еще встать как следует -- мой паспорт в компьютер, и через 5 минут мои проблемы закончились. Ни кастомс, ни иммигрейшн, ни полиция, ни пограничники -- никаких проблем. Если вы посмотрите, как встречают нас и как провожают нас... В Новороссийске меня трое суток наши доблестные пограничники не выпускали. Таможенники сначала пришли, женщины, посмотрели и сразу меня отпустили, а как пограничники узнали, что у меня 300 долларов в судовой кассе, -- задержали.

Кстати, в Новороссийске мне директор яхт-клуба обещал, что памятник мне будет стоять, если я не заплачу пограничникам, чтобы выйти в море. Я не заплатил ни цента -- надеюсь, он слово свое сдержал, и памятник должен в Новороссийске стоять.

Гибралтар… Прохожу Гибралтар -- ветер стих, мотора у меня нет.

Проходит мимо яхта под английским флагом, огромная яхта, двое человек на борту. Я им веревку показываю: возьмите на буксир до порта Гибралтар -- они мимо проходят. Я такой злой был, ну думаю, англичане -- порядочные моряки, а тут... Сижу, злой такой. А тут возвращается эта яхта. Берет меня на буксир, привели. Привели в порт. Встали. Оказывается, это они шли домой, работали все лето для телевидения ВВС, снимали, сняли за лето и отправили домой 23 кассеты, а тут подвернулся я (они в тот момент не могли отвлекаться и останавливаться).

Тут начались проблемы: визы нету, а мне нужно запастись водой, запастись продуктами, яхту покрасить. Спрашивают: сколько ты будешь здесь стоять? Я говорю: максимум 3 недели...

...Служащий позвонил в вышестоящую организацию - там разрешили остаться, хотя Гибралтар - очень строго к этому относится - без визы туда нельзя.

Они как решили этот вопрос: взяли мой паспорт - положили в сейф, дали мне номер своего телефона и сказали - если кто-нибудь спросит, давай им наш телефон, пусть звонят нам. И я несколько недель там сидел. Закончив свой визит, я забрал паспорт и на Канарские острова - отлично дошел. Хорошо встретили, закупил продукты.

Яхта, кстати - 3,70 м, ширина 1,46 и вес яхты 360 кг, киль 110 кг свинца. И вот надо на эти 360 кг разместить груз 700 кг - я (80 кг), спальные принадлежности, одежда, компасы, веревки, якоря, вода, продукты. Это очень сложно все разместить. Тем не менее, когда я все это разместил, ко мне пришли друзья и 9 чел стояли на палубе. Представляете, какая остойчивсть? Но все эти 110 кг свинца и все тяжелые вещи были размещены ниже ватерлинии.

Атлантика.

Первое плавание было через Панамский канал, думаю: какого черта я попрусь через Панамский канал - и неинтересно и тем более у меня там долг остался 41 доллар. Думаю, пойду через Магелланов пролив.

Пошел в Рио-де-Жанейро. Кто не знает Рио-де-Жанейро! Через три месяца прихожу. Весь переход себе представлял, как это будет. Остапа Ибрагимыча вспоминал. В Лас-Пальмасе мне проспекты дали - яхт-клубы, где можно остановиться, сколько стоит.

Захожу в Рио-де-Жанейро в самый, самый, самый великий яхт-клуб во всей Южной Америке. И действительно очень красиво, яхты, катера... Захожу в Рио-де-Жанейро, пришвартовался, не успел закрепиться: "сеньор русо навигато, с документами и т.д. и т.п. - в администрацию". Я законопослушный - документы подмышку, прибегаю. Менеджер яхт-клуба посмотрел паспорт - ничего не сказал. Потом говорит - яхта маленькая, яхта плохая. Я не возражаю. Давай, говорит, уходи отсюда. Я говорю - не понял - это марина или яхт-клуб? А там еще написано: стоянка в яхт-клубе первые трое суток бесплатно. А в марине за 12-ти метровую яхту 10 долларов в сутки платят. Ну, я и думаю - буду стоять в яхт-клубе, решу свои проблемы. Я говорю: "у меня проблемы - кончилась вода, кончились продукты, мне надо поменять деньги, купить продукты", а он мне говорит: "уходи". Я говорю: "хорошо, большое спасибо за помощь, пойду дальше".

Прихожу на яхту, злой такой. Какой-то мужик стоит на берегу, спрашивает: "вы откуда с России что ли?" Я говорю: "да из России". Он спрашивает: "а куда уходишь?" "Да вот, выгоняют, - отвечаю, - пойду - встану на якорь". Он удивился, спрашивает: - кто выгоняет?

- Директор.

- Гм, - говорит, - а я вице-командор яхт-клуба. Сейчас я позвоню.

Что такое вице-командор, вы знаете. Потом приехал командор. Поговорили. Объяснил я, кто такой. И он говорит: "стой здесь столько, сколько тебе понадобится. И бесплатно".

Ну, естественно директор вздрючку пучил. На следующий день телевидение. Оператор камеру настроил, я говорю: "яхт-клуб очень хороший - очень хорошо меня встретил. Вот директор яхт-клуба, - говорю, - стоит - пожалуйста назовите его пусть он тоже о клубе что-нибудь расскажет". Директор тут насупился, красный, а я рассказываю: "вот, сколько здесь стою бесплатно - яхт-клуб мне помог так хорошо". Тут он понял, что я всерьез. Ну и он уже успокоился - стал рассказывать, какой у них яхт-клуб замечательный и т.д. Все это закончилось, и буквально на следующий день я занялся оформлением прихода отхода.

Двое суток! С утра до вечера - кастом, имигрейшенс, местная полиция, федерал-полиция "и теде и тепе". Командир порта, яхт клуб и прочее. Надоела мне эта беготня и я им сказал: "ребята, я приехал в вашу страну кушать, слушать вашу музыку, смотреть карнавал и т.д. Желаете заполнить документы - велкам он май бот и оформляйте - добро пожаловать". Простоял я так 8 суток - надоело мне это Рио-де-Жанейро. Не знаю, зачем туда Остап Ибрагимович так стремился.

Это я к чему - вот Сардиния - 5 минут и проблемы кончились. А вот Рио-де-Жанейро - двое суток, а я так и не закончил оформление документов. Чем приличнее страна тем быстрее все документы оформляются. Про оформление документов у нас вы знаете. И еще вот смотрю - ребятишки тренируются - маленькие яхты - "Оптимисты" или "Кадеты", где-то примерно 50-100 единиц. И вдруг, словно как током ударило - ни одного черного ребенка. Я у местных спросил - почему белые дети занимаются, а черных нет - они мне говорят: "ну-у-у-у - традиция у нас такая". Потом мне объяснили про их расистские традиции - даже сам Пеле не может состоять членом этого клуба, не говоря уже о каких-то китайцах и японцах. И мне тут стало ясно, что я тут из голодной России естественно не к лицу пришелся. Через 8 дней ушел. В других городах совсем другое отношение.

Дальше Бразилия, сказочная Бразилия. Сказочно красивые места. Дальше Монтевидео, Уругвай. Вот тут мне понравилось.

Буэнос-Айрес.

В Буэнос-Айресе мне подарили мотор. Это так произошло. Стою. Приходит друг мой испанец (мы с ним раньше познакомились в Буэнос-Айресе), посмотрел, а потом рассказал директору компании, что там один русский идет в Магелланов пролив, но самое неприятное - у него нет мотора. Тот приехал - посмотрел - действительно, яхта маленькая - мотора нет.

На следующий день приносит мотор и 10 литров бензина. Я говорю:

- Я не возьму мотор.

- Почему? Вот я тебе дарю мотор.

Я ему сказал, что возьму, только если он позовет журналистов и мы это дело зафиксируем. Тогда я возьму мотор. С тех пор я с мотором.

Магелланов пролив...

Я спустился в этот пролив, дошел до Punta Arenas, купил 60 литров бензина, заправил мотор. Через два дня бензин закончился и 36 суток я шел от Punta Arenas до Томодесантос. Купил там еще бензина, пошел отход оформлять, а там мне говорят: "сеньор капитан рохо, проблема Golgo de Penas - залив - проблема". Я говорю: "моя проблема". Нет, говорят: "это проблема Армадо де Чили" (Военно-морских сил Чили). И пошло-поехало.

Через Тихий океан

Короче, страховки у меня нет, на яхту страховки нет. Мою яхту краном, на пассажирский пароход, мне билет как пассажиру, и я двое суток отсыпался там на пароходе. До порта Ancud. Так я там отдыхал. Потом в порту встали - прихожу к капитану порта - говорю: "обещали? - обещали - вот и спускайте на воду". Они опять - канал Canal de Chacao - проблема. Проблема Армадо де Чили. А тут еще адмирал ихний командующий приехал. Здоровается со мной. Я ему объясняю - он не понял. Короче. Поставили лодку на машину, на трейлер и через канал Chacao перевезли меня. Там километров 40, наверно. Спустили на воду и оттуда в Valparaiso в Antofagasta и так далее. И последний порт Arica. Денег мне прислали, закупился продуктами, ребята помогли.

Дальше порт Arica (Чили) - Таити - 4 месяца - там примерно 4800 миль. В чем проблема. Яхта маленькая - воды мало. Продуктов мало. Запас у меня максимум 4 месяца - продуктов 120 кг, воды оказалось очень мало. Я рассчитывал, что будет дождь, а тут 3 месяца ни капли дождя не упало. Первый месяц я не видел ни одной секунды солнца. И вот тут вопрос - как определяться секстаном? Хорошо, что мне эти ребята с ВВС подарили GPS. С ним конечно у меня проблемы не было. С водой проблема.

Для нормальной жизнедеятельности человека нужно 50 миллилитров на один кг веса в сутки. Так можно посчитать, сколько нужно воды. В течение трех месяцев я вынужден потреблять в пищу 1,5 литра воды в сутки. Это очень мало. Утром завтрак - рис. Вечером макароны. Среди дня небольшая чашечка кофе. Среди ночи чашечка чая. На все про все полтора литра. Ну, то, что не помылся, не постирался - это и так все ясно. Первый месяц интересно, второй месяц тяжело, а на третий месяц начинаются проблемы с почками. На четвертый месяц пошел дождь, и проблемы с водой закончились.

А дальше Австралия, это страна, которая требует оформлять визу заранее. Это очень не просто. И сейчас возникла проблема. Чтобы мне оформить визу, мне нужно оформить паспорт, потому что по моему советскому паспорту мне визу бы уже никто не дал. Мне нужно оформить загранпаспорт. Захожу. Прежде чем зайти, я попросил катамаран какой-то сообщить по радио о моем прибытии. Они по рации сообщили в кастомс и иммиграционную службу. Когда я подошел, пришли ко мне на борт представители властей и на три тысячи меня оштрафовали. Как нелегального иммигранта. Я говорю: "Мне помыться нужно, кстати, вода кончилась". Они - 3000. Я подумал и говорю: "Знаете что, я тут узнал - у вас в тюрьме хорошо кормят. Пожалуйста, посадите меня в тюрьму. Я у вас тут отъемся, поправлюсь, да и здоровье пошатнулось. Английский изучу. А может, и на работы вы меня будете гонять, так что и денег немного заработаю". Ну, короче, тут журналисты подключились, шум поднялся, ВВС растрезвонило. А в Мельбурне есть русская диаспора, русское радио, они оттуда интервью дали. Короче говоря, дали мне временную визу. В яхт-клубе дали мне продукты. И я стартовал.

Австралия - Дарвин - Кокосовые острова - я пробежал за месяц. Месяц! Для такой яхты это очень здорово. Забегая вперед, скажу, что в Атлантике суточный переход - 75 миль, в Тихом океане - 85 миль и в Индийском океане - 98 миль. Попробуйте-ка вы разогнать такое судно - очень сложно.

Индийский океан

На Кокосовых островах почистился, набрал водички и планировал пойти в Кейптаун, потом Канары, Европа - и оттуда домой. Но с женой поговорил, она говорит: "заканчивай свой вояж, сыну сделали операцию, - возвращайся домой". И я без карт, потому как не был готов к такому плаванию, решил обходить цивилизованными странами. Решил идти на Коломбо (Шри-Ланка, Цейлон). Думал, там помогут картами.

Подхожу к Коломбо, метров 200 осталось, встречают меня два пограничных катера, нагло подходят к борту, швартуются, и своими бортами наделали мне дыр в корпусе. Я говорю лейтенанту: "ребята, вы, если хотите - заведите меня в порт и там делайте, что хотите". Нет. И начали меня обыскивать. Залезли в каюту, все там перевернули. Потом в порту уже пришел командующий их военно-морских сил так называемых, расспросил кто я, чего, что. Пригласил меня к себе. Лейтенант тот взбучку получил. А все это время около моей яхты стояли два автоматчика, которые даже нашего консула на борт не пустили. Вот такой там порядок.

Индия, Цейлон - удручающее впечатление. Не хочется даже говорить об этих странах.

Дальше Джибути. Красное море, Суэцкий канал. Ну и Лимасол. В Лимасоле мои проблемы кончились. Родос, Стамбул. И домой. В Стамбуле встретился с Виктором Языковым - удивительный человек. Известный не только в России. Мы с ним познакомились. А это (показывает фотографию) недалеко от Массауа (Эфиопия). Вышел, 12 часов ночи, течение сильное, ветер прижимной (к берегу), руль сломался, и яхту на берег вынесло. В 12 часов ночи выскочил и до 5 часов болтался на мели в прибой, все залило. В моем-то возрасте не так-то просто. Это уже днем, когда в отлив вода ушла, яхта оказалась на берегу.

Включил аварийный радиобуй. Оказывается, радиобуй должен быть зарегистрирован. Я этого до сих пор не знал. Включил буй, никто ко мне естественно не пошел. Пережег всю свою пиротехнику - ракеты, фальшфейра - никого не было. Приходят местные - пастухи - все общупали - все веревки, все распределили - кому чего. Тут проходят три рыбацких баркаса, по 5 человек в каждом, я тут последний фальшфейер зажег, они сразу поняли, о чем речь. 15 человек с криками "раз-два-взяли", звучит это на эфиопском языке "хаб-ан-дэй" - я уже научился. Яхту стащили с берега. Затащили на буксире в порт Массауа, а там меня местные военные с автоматчиками взяли и вместо, чтобы помочь, они меня к начальнику порта. К командиру порта - командиру базы, доложили ему, в чем дело, тот своему подчиненному за сверхбдительность выговор накатал, тот обиделся.

И один египтянин - механик, (там в Массауа было судно египетское, арестованное за перевозку наркотиков, но капитан виноват, механик не виноват) - он мне помог кусок фанеры выпилить (в качестве руля) и вот с этим куском фанеры я дошел до дома.

Яхту в Сочи погрузили на машину, привез я ее в Астрахань, и поскольку я в Махачкалу по условию должен придти своим ходом, в Астрахани спустили ее на воду, и 9 августа 2003 года я пришел в Махачкалу. Плавание закончилось.

Что я могу сказать.

По первому плаванию...

Хотим мы того или не хотим, это первое в истории, и пока единственное, одиночное кругосветное плавание на прогулочном швертботе. Не хотел я этого. Так получилось.

По второму плаванию...

Это самая маленькая яхта, которая прошла через Магелланов пролив. Сейчас яхта стоит в Махачкале, обещали ее поднять в музей, я думаю, что выполнят в конце концов это обещание. Что касается первой яхты, вспомним историю яхтинга, тот, кто первый что-то прошел или сделал какое-то хорошее плавание, его яхта, как правило, стоит в музее.

Когда меня ограбили - кушать надо, денег нет, смотрю, стоит французский фрегат "Жюльбер". Иду, по трапу поднимаюсь, матросу говорю - мне нужен вахтенный офицер. Он мне говорит - вот, пожалуйста, вахтенный офицер. Подхожу к нему и объясняю ситуацию: "из России, ограблен и т.д." Он говорит - нет проблем, минут через 40 подойди, мы подготовим пару ящиков, поможем. Вышел и встретил Бориса Михайловича - консула. Я ему говорю - Борис Михайлович, мне тут предлагают помощь - я попросил продуктов. А мне переводчик нужен, а он французским владеет. Говорит - помогу. Я говорю - как вас представить, как консула или просто как знакомого? Он подумал и говорит - да черт с ним пусть как консула. Приходим на корабль, пока туда сюда, офицеров собралось, поговорили, откуда, что, как.

И тут задают вопросы:

1. что правительство вашей страны намерено предпринять в связи с фактом ограбления вашей территории? Яхта, как известно, это территория России.

Второй вопрос - почему ваше посольство не помогает своему соотечественнику, попавшему в беду. А что может ответить консул, если у нас в консульском уставе нет статьи, по которой он мог бы списать эти деньги.

Я ему говорю: Борис Михайлович, не знаю, как вы, а я готов сквозь палубу провалиться.

Если бы нечто подобное случилось с какой-нибудь яхтой американской, там бы уже стоял фрегат и дюжина морских пехотинцев навела бы порядок такой, что через 100 лет они бы при виде американского флага становились бы на колени, а мы великая морская держава, нашим флагом вытерли ноги, а мы жуем сопли. Достаточно посмотреть в Севастополе на наших моряков. Мне стало понятно - флота как такового у нас нет, а те наши сыновья, которые служат там - дистрофики. Я посмотрел на французских моряков, а там и девчата служат - там действительно служат. Но не буду больше вас расстраивать.

Что можно посоветовать...

Постановка в штормовую погоду на плавучий якорь. Запомните - это из опыта. Площадь якоря или якорей должна быть не менее 1\2 от площади погружной части миделя. Когда я шел вдоль берега Аргентины, там берег пологий, не глубокий, я интересовался, как становятся на якоря рыбаки.

Я против одиночного плавания. Это не очень хороший вид спорта или как угодно. Если вы обратите внимание - за рубежом на 85-90% ходят семейные экипажи. И только где-то 5% одиночки и вот такие прокаженные команды как "Апостол Андрей" - т.е. ненормальные. А нормальные люди ходят семейными экипажами.

Что касается продуктов. Каждый должен подбирать себе тот рацион, к которому он привык. И рассчитывать на тот кошелек, который у него в кармане. Я не могу себе позволить больше одного доллара в сутки съесть. Рис, макароны, консервы, и т.д. Чай, кофе, сахар.

Рыба... Рыба, если едешь вдоль экватора - надо умудриться не поймать. Яхта не скоростная, идет тихо. Когда я шел от Чили до Таити, столкнулся с проблемой - сварить и пожарить рыбу не могу - газ экономлю, просолить и провялить - не могу - воды нет. И вынужден был сырой питаться. Разделал ее, шкуру снял, полосками разрезал, выложил на солнышко, там микробы есть естественно, но там нет ни мух, ни комаров, ничего, и где-то буквально через сутки можно кушать. Я питался тем, не чего я хотел, а чем было.

Что касается ванной. Можно мыться морской водой, но в Магеллановом проливе холодина, а вышел из Чили, и 3 месяца дождей не было, а вода холодная. Короче, через 2-3 недели без бани ни одна акула к вам близко не подплывет. Ну, а в Австралии и крокодил не подплывет.

Стирать можно, но опять-таки - пресная вода, а морская вода оставляет соль и ночью все постиранное, оно влажное. В Магеллановом проливе меня поразил холод. У яхты теплоизоляции не было, внутри достаточно сыро, но продукты все у меня упакованы были в пластиковые бутылки. Рис, сахар, крупы и даже спагетти - все в пластиковых бутылках. Если яхту заливает водой - нет проблем - все плавает и все сухое. Ну и несколько комплектов одежды, один из них резервный - запаян в полиэтилен и никогда не вскрывается. Я его как запечатал в Махачкале, так и распечатал в Махачкале. И когда эта мокрая одежда, а достаточно сказать, что в первом плавании у меня в каюте - 13 было. Отопления нет.

Крокодилы, кенгуру - это конечно очень интересно, но самое интересное - это общение с простыми людьми. С Языковым, с Литау. У каждого из нас множество недостатков, о которых мы сами не хотим говорить, но то, что они делают, вызывает уважение.

В Сочи пришли с Виктором Языковым и опять мне не понравились наши таможенники. Казалось бы, пришел Языков. Почетный гражданин города Сочи. И целый день морочили нам мозги с оформлением документов. И кончилось тем, что он вынужден был заплатить 250 долларов.

30 ДЕКАБРЯ 2003г.

 
Рейтинг@Mail.ru
один уровень назад на два уровня назад на первую страницу